Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров Чарльза Камерона – строгий, лаконичный и в то же время яркий и торжественный. Интерьер был создан в 1781 – 1783 годах, входил в число личных апартаментов Екатерины II и получил свое название благодаря отделке стен шёлком из Лиона.
Лионская гостинная. Акварель Л.Премацци.1878г.
В середине XIX века интерьер обновили и он стал использоваться как парадная гостиная на половине Марии Александровны, супруги будущего императора Александра II. С 1848 по 1861 год архитектор Ипполит Монигетти изменил оформление интерьера: обновил цветовую гамму шёлка, установил печи-камины с мраморными фигурками путти. На Петергофской гранильной фабрике и в «Английском магазине» Никольса и Плинке заказали новые предметы меблировки, люстру и бра из байкальского и бадахшанского лазурита, эффектно декорированные золоченой бронзой. Рамы зеркал и люстра были украшены монограммой владелицы интерьера – императрицы Марии Александровны.
Полностью уничтоженный в годы Великой Отечественной войны, Лионский зал долго ждал возрождения. Из убранства уцелели только 25 предметов, выполненных по эскизам Монигетти из афганского лазурита и золоченой бронзы.
Лионский зал. Фото 1948г.
Главный архитектор музея Александр Кедринский (1917 – 2003) разработал проект реставрации Лионского зала еще в 1983-м. Только в 2006–2007 годах проект был скорректирован. На полную реставрацию зала потребуется более 350 миллионов рублей. Ввиду чрезвычайно дорогостоящей и трудоёмкой реставрации, работы ведутся постепенно и фрагментарно. С 2003 года «Царскосельской янтарной мастерской» отреставрированы 5 предметов интерьера, находящиеся сейчас в экспозиции, 45% паркета. В ноябре 2011-го в Лионский зал Екатерининского дворца отреставрировали и установили на историческое место люстру Монигетти, которая после возвращения из эвакуации хранилась в фондах музея.
В феврале 2017 года был установлен первый дверной портал. На его воссоздание потребовалось семь месяцев кропотливой работы и 200 кг. афганского небесно-синего лазурита из Бадахшанского месторождения. Кропотливую работу выполнили реставраторы Царскосельской янтарной мастерской при финансовой поддержке благотворительного фонда «Транссоюз». Пластины лазурита толщиной 3-3,5 мм. крепятся на каменное основание в технике «русской мозаики» таким образом, что создается эффект монолита.
Лионский зал. Фото 2017г.
Французская фирма ENGIE, партнёр Газпрома, оказала финансовую помощь в воссоздании шёлковой обивки стен и мебели Лионского зала. Ткань выткали на той же мануфактуре, которая поставляла шёлк для Лионского зала в середине XIX века. К счастью, в архиве французской ткацкой мануфактуры и в фондах музея-заповедника сохранились небольшие отрезы этой ткани, которые послужили образцами для масштабной работы.
Музей-заповедник «Царское Село» представил зал с восстановленной шёлковой обивкой стен, лазуритовыми порталами, панелями и фризом, а также с живописным плафоном летом 2019 года.
Коллекция: ГМЗ «Царское Село» Поступил в реставрацию: 02 августа 2016 г. из лазурита, бронзовых золоченых деталей и их установка
|
Коллекция: ГМЗ «Царское Село» Поступил в реставрацию: 2017 г. из лазурита, бронзовых золоченых деталей и их установка
|
Коллекция: ГМЗ "Царское Село" розовое дерево, перламутр) Дата поступления на реставрацию: декабрь 2011
|
Коллекция: ГМЗ «Царское Село» Реставрационная задача: комплексная реставрация
|
Коллекция: ГМЗ «Царское Село» Автор/проект: по проекту И. Монигетти
|
Автор рисунка И.А. Монигетти с воссозданием утрат.
|
Коллекция: ГМЗ «Царское Село» реставрация бронзы с воссозданием утрат
|
Коллекция: ГМЗ «Царское Село» Поступил в реставрацию: 2012 г.
|