Я передаю, я не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее.
Конфуций
Vetustas adoranda est.
Достопочтима древность.
Великая Отечественная война, превратившая большой Царскосельский дворец в руины, пощадила творение выдающегося шотландского архитектора Ч. Камерона: галерею, получившую его имя, холодную баню с Агатовыми комнатами, Висячий и Цветной садики и Пандус.
Драгоценная внутренняя отделка интерьеров второго этажа - Агатовых комнат - , их яшмовая и мраморная облицовка, паркеты, живопись, скульптурные барельефы и позолоченные орнаменты, сохранилась в первозданном виде. Однако со временем, из-за влажности и перепада температур неотапливаемые помещения потеряли свое былую красоту: постепенно осыпались яшмовая и мраморная облицовки, лепка и живопись, на каменных панно появлялись трещины, тускнела позолота, рассыхался паркет. Серьезная проблема сохранения единственного оригинального комплекса Царского Села неоднократно обсуждалась специалистами в течение последнего десятилетия. К 2010 г. Агатовые комнаты пришли в аварийное состояние, требовалась срочная комплексная научная реставрация.
ГМЗ «Царское Село», ОАО «Российские железные дороги» и благотворительный фонд «Транссоюз» 14 октября 2010 г. подписали соглашение о финансировании проекта «Агатовые комнаты», согласно которому, реставрация уникальных интерьеров должна завершиться в сентябре 2013 г.
Конкурс на выполнение работ выиграла ООО «Царскосельская янтарная мастерская». За время своего существования (более 30 лет) коллектив мастеров осуществил многие проекты. Сложнейшим из них, безусловно, являлось воссоздание Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском Селе.
Реставрация Агатовых комнат ведется одновременно по многим направлениям: позолота, лепка, живопись, искусственный и натуральный мрамор, паркет из драгоценных пород дерева. Важнейшим аспектом этой деятельности является высочайший профессионализм мастеров-реставраторов.
Невероятно сложен труд специалистов, занятых реставрацией яшмовой облицовки стен интерьеров, которая представляет собой не только ценнейшую коллекцию горных пород Урала и Алтая, но и составляет особенность царскосельского творения Камерона.
В своей работе мастера «Царскосельской янтарной мастерской» строго придерживаются принципов научной реставрации, основывающихся на тщательных реставрационно-методических исследованиях, целью которых является сохранение авторского замысла .
Благодаря финансовой поддержке ОАО «Российские железные дороги» и благотворительного фонда «Транссоюз», Агатовые комнаты и в XXI в. будут производить на посетителей такое же незабываемое впечатление, как и на современников Екатерины II.